Достижение целиАктивностьОсознанность

Организация как система

Дата: 22.05.2017
Тип: Все
Рубрика: Все
Категории:

Мне очень нравится сравнивать организацию с человеком.

Любая компания, как и человек – сложная саморегулирующаяся система. Поэтому, познавая человека, можно выстроить работу фирмы более эффективно.

Несколько слов о структуре предприятия.

Живой организм – это идеально-функционирующая система. Именно у природы стоит поучиться тому, как должен быть организован бизнес.  Как и живой организм, компания включает в себя несколько функциональных систем  - так называемых бизнес-процессов. 

  • Общее руководство, выработка согласованных условий для деятельности всех подразделений (Нервная система)
  • Управление персоналом. Поиск, прием на работу и отбор, вопросы заработной платы, адаптация, обучение, социальные вопросы (Мочеполовая система: отвечает за очищение  организма и воспроизведение потомства)
  • Материально-техническое обеспечение (Кровеносная система)  
  • Разработка и модификация продуктов (в т.ч. НИОКР), внутреннее и внешнее развитие, патентная деятельность, лицензирование  (Пищеварительная система).  
  • Маркетинг и реклама, создание имиджа. (Покровная система)
  • Продвижение и продажи, действия на рынке, ценообразование (Опорно-двигательная система)
  • Производство продукции (Дыхательная система).  
  • Финансирование деятельности. Финансирование, доходы, инвестиции, эффективность, ликвидность, риск и безопасность (Эндокринная система).  
  • Безопасность предприятия (Лимфатическая система).  

Если Вы не помните функции всех систем человеческого организма, то рекомендую Вам освежить свои знания. Иногда полезно расширять свой кругозор. 

Процессы  компании можно отдавать на аутсорсинг. Однако, тут хочу предложить Вам метод оценки организации: если все процессы в компании можно отдать на аутсорсинг, значит, Ваша компания на рынке не нужна. Значит, Вы – лишнее звено между производителями и клиентами и рано или поздно Ваш бизнес умрет.  Ведь получается, что все, что Вы делаете, умеет делать кто-то другой и значит, кто-то другой делает дешевле.

Если Вы собственник предприятия, то идеи должны исходить от Вас и их надо хранить и защищать. Собственник отвечает за цель и стратегию развития. 

Если Вы являетесь генеральным директором компании, то хочу Вам напомнить, что говоря о живом организме, всегда подразумевается наличие некоторой субстанции – души. Стоит сделать вывод, что что-то такое же, неопределенное, неизведанное и  притягательное должно быть и у Вашей фирмы.    

Кем бы Вы ни являлись, в любом случае, если Вы хотите быть нужным в компании, которой работаете, то одну из функций нужно полностью взять на себя. 

Любая организация (как и человек) развивается циклично. Компания проходит несколько этапов развития, после чего наступает кризис. Кризис является либо переломным моментом, следом за которым идет новый виток в развитии компании, либо  заключительным этапом. В этом случае кризис показывает, что фирма не способна адаптироваться к новым условиям, и организация умирает (наступает банкротство).

Как это происходит на практике? Появляется небольшая группа людей, которые обладают идеей создания какого-либо продукта либо услуги. Эти люди взвешивают свои возможности и создают организацию. Именно они на начальном этапе решают все вопросы компании: проводят переговоры, заключают контракты, проектируют, планируют, создают производство, занимаются маркетингом, решают вопросы набора персонала и обучения.

Далее компания расширяется, и организаторы постепенно отходят от выполнения своих обязательств, делегируя их другим специалистам. На этом этапе зачастую появляются конкуренты – люди, которые либо сами дошли до этих идей и несколько опоздали с их осуществлением, либо люди, которые смогли быстро перенять чужую идею.

Следующий этап развития – эксплуатационный. На этом этапе производство становится стабильным, организация разрастается.

Данный этап заканчивается кризисом. Идея утрачивает свою актуальность, стареет и отмирает. Необходимы изменения, как в методах осуществления идеи, так и  новизна самих идей.

Если на этом этапе руководство принимает решение изменить производство, если рождаются новые предложения, то предприятие переходит на новый уровень развития и проходит следующий цикл. Если руководство не способно адаптироваться к меняющимся условиям, отрицает все новое и не вносит изменения, то организация постепенно умирает.

Я бы назвала этот кризис кризисом естественным, который неизбежен в любой компании. Конечно, понимая эти законы, к  данному кризису стоит подготовиться заранее.

Но внешний кризис имеет несколько другие особенности. Он является катализатором тех процессов, которые переживает любая компания на протяжении своей жизни. Важным моментом является то, что в условиях «больной» экономики использование стандартных мер антикризисного управления, которые принято применять в «здоровой» экономике, приводит к банкротству более половины предприятий, часть из которых ликвидируется.

Для чего я об этом рассуждаю? Чтобы стало понятно: в состоянии мирового кризиса все предприятия оказываются в состоянии естественного кризиса, то есть старения идей. Поэтому в  данном случае не стоит думать, как продолжать делать то же самое. Надо делать что-то новое. Либо то же самое, но по-другому, по-новому. Если вчера Ваши идеи были актуальны и шли «на Ура», то в новой экономической ситуации они могут оказаться неликвидными. Нужно думать по-новому, действовать по-новому, общаться по-новому, продавать по-новому, по-новому рекламировать свою товар и услугу и т.п.

Я прекрасно понимаю, что новые идеи не рождаются сами по себе и не появляются неожиданно. Вам необходимо время на обдумывание, разработку, внедрение новых идей. До того момента Вам приходится поддерживать на плаву предприятие с имеющимся производством. Исходя из этих данных, Вам необходимо продавать пусть даже тот же товар, но тогда необходимо понять, что его надо будет продавать совсем по-другому. Возможно, это будет новая клиентская аудитория, возможно, новые условия, возможно, новые схемы продаж и новые способы... Ломайте стереотипы! К успеху нет других путей. 

Нет комментариев

Внимание! Поля, помеченные * - обязательны для заполнения